ДОБАВИТЬ В ЗАКЛАДКИ     УКР РУС
  КОНТАКТЫ | РЕКЛАМА НА НБН | КАК ОТКРЫТЬ БЛОГ НА НБН | РАССЫЛКА НОВОСТЕЙ | RSS     
        19:07 | 04.06.2015    

Порошенко выступил с посланием к Верховной Раде 4 июня 2015 года (текст, видео)

Автор: Рената Касьян, НБН
     

В четверг, 4 июня, президент Украины Петр Порошенко обратился с ежегодным посланием к Верховной Раде Украины. Независимое бюро новостей представляет полный текст выступления и его видеоверсию.



Дорогие соотечественники!

Пресвятые отцы!

Уважаемые иностранные гости!

Уважаемые народные депутаты!

Уважаемый господин Премьер-министр, уважаемые члены Правительства!

Каждый из нас, кто олицетворяет сегодня украинскую власть, год назад четко представлял, на что он идет. Да и до сих пор аж вздрогнешь, как вспомнишь, в каком состоянии оказалась страна после того, как клептократический режим Януковича четыре года сознательно приближал ее к национальной катастрофе, как уверенно вел дело к концу украинской истории, который был спланирован за пределами Украины.

Кроме бюджета, потому что деньги никому не доверялись, все было отдано в полное распоряжение соседней страны, и она ускоренными темпами осуществляла демонтаж украинского государства. Кроме ликвидации армии и спецслужб, руки дошли даже до того, что в «Нафтогазе» вопросами реверса газа из Европы занимался гражданин России, который сразу же после Революции бежал в Москву вместе со всей бандой.

Что всплывает в памяти о тех днях? Аннексирован Крым. Российские боевики захватили большую часть Донбасса. Подстрекаемые Москвой сепаратисты разжигают пророссийские восстания в Харькове, Одессе, Николаеве, Херсоне, в многих других городах. Кремль готовился к расчленению Украины, знал, что его пятая колонна окончательно уничтожила украинскую армию, обезоружила ее, оставила голой и босой. В марте 2014 года к выполнению задач было готово чуть более 5 000 воинов, да и то, если бы они нашли горючее доехать до фронта. Забегая вперед, скажу, что сейчас в зоне антитеррористической операции обороняют страну более 50 тысяч украинских героев, а общую численность Вооруженных Сил Украины мы довели до 250 тысяч, и сегодня нам есть чем защищать Родину.

Тогда деморализованная Майданом милиция разбежалась. На улицах городов появились полбеды, что ряженые, а беда, – что вооруженные лица. Прикрываясь святыми именами майдановцев и добровольцев, тогда они делали разбой и рэкет.

В старом Парламенте тогда заседали «регионалы» и коммунисты, которые с каждым днем все выше и выше пытались поднять головы.

В Государственном казначействе царил настоящий вакуум. Там даже забыли, как пахнут деньги. И это при том, что за 2010-2014 годы Украина наодалживала больше, чем за все годы независимости.

К чему я это все вспоминаю? Чтобы правильно спрогнозировать, как адекватно оценить, как оно есть, стоит иногда вспомнить, а как же оно было у края гибели, от которой мы тогда отскочили.

Главное наше достижение за прошедший год: всем смертям наперекор мы – а под «мы» я имею в виду всех нас как великую Украинскую нацию – все мы сохранили Украину. Как тут не вспомнить слова Василия Симоненко: «Народ мой есть, народ мой всегда будет, никто не перечеркнет мой народ!»

Уважаемые народные депутаты!

Шесть месяцев назад мы создали наше реформаторскую большинство, начали партнерские отношения между Президентом, Верховной Радой, Премьер-министром и Правительством.

У меня часто спрашивают, а я доволен работой Правительства? Нет. Доволен ли я работой Верховной Рады? Очевидно, также нет. Скажу больше, я не доволен и своей работой. Мне грех жаловаться на недостаток критики в прессе, но никто не критикует меня больше, чем я сам.

Знаете, почему? Потому что народ всеми нами очень не доволен. И мы не имеем ни малейшего права жаловаться на людей, которые доверили нам страну. Мы не должны жаловаться на строгие требования и жесткие критерии. Вы, депутаты, министры, как и я, Президент, – точно не те, кому сейчас в стране трудная.

Наша общая задача – удвоить и утроить усилия ради перемен в стране. Время также проанализировать насколько наши действия соответствуют выбранной стратегии, спланировать ближайшие тактические задачи и шаги.

Со стратегическим курсом украинский народ определился во время нашей Революции Достоинства и своим голосованием на внеочередных президентских и парламентских выборах. Эти три события в совокупности стали очевидным и неоспоримым фактором европейского выбора украинцев.

Конец пресловутой многовекторности внес полную ясность в вопрос не только внешней ориентации, но и внутренней политики. Это – однозначный и бесповоротный курс на вступление в Европейский Союз и глубокая европеизация Украины. Период торжественных помпезных процедур прошло. Мы начали тяжелую, рутинную и кропотливую домашнюю работу по обеспечению евроинтеграции.

Твердое решение украинцев вернуть из исторических околичностей на современный европейский автобан пришлось по душе не всем нашим соседям. Когда в феврале-марте 2014 года враг начал аннексию Крыма и агрессию на Донбассе, он планировал, что за год Украина исчезнет с политической карты Европы, а мы, украинцы, сгинем.

В Кремле рассчитывали, что посеянные российскими спецслужбами бациллы спровоцируют эпидемию сепаратизма во всех восточных и южных областях. Но эта идея не нашла поддержки нигде, включительно с Донбассом. И даже во временно оккупированных районах Луганской и Донецкой областей сепаратисты удерживаются у власти только благодаря российским штыкам. А над прожектом «Новороссия» его авторы и промоутеры несколько недель назад собственноручно поставили большую могильную плиту.

Лишь за год страна, которая в течение двух десятилетий привыкла к бессмысленно политики абсурдного пацифизма, создала современные Вооруженные Силы, которые освободили от оккупантов большую часть Донбасса. Добровольческие батальоны и волонтеры, труженики ВПК, миллионы и миллионы украинцев в колоссальном патриотическом порыве и, главное, – наши героические Вооруженные Силы – все вместе обеспечили это настоящее чудо над Донцом. На наших восточных рубежах мы остановили сильнейшую армию континента. Ведь там против нас воюют не «шахтере» или «трактористы», а как мы убедительно доказали всему миру – регулярные, вооруженные до зубов подразделения российских вооруженных сил.

Несмотря на успехи в создании армии, следует честно признать: мы на сегодняшний день обеспечили хотя и качественно иной, чем год назад, но все еще минимально необходимый уровень обороноспособности государства. Мы даже не все дыры залатали, порой все еще не хватает самого необходимого, тем более, что численность армии увеличивается. Если смотреть на картину статичной, в ней полно огрехов, не слишком много достижений, и слишком много недостатков, но за динамику, – так как оно разворачивалось в течение года, как было и как стало, – нам нечего стыдиться.

И волонтерский десант в Минобороны стал образцом сотрудничества гражданского общества и власти. Именно они повседневным самоотверженным трудом трансформируют консервативную, громоздкую и неповоротливую систему управления и обеспечения, эта система закостенела еще со времен Ворошилова и Буденного. И этот титанический труд следует продолжить, поскольку реформа Вооруженных Сил, успешно начавшись, еще очень и очень далека от завершения.

***

Мы не смогли бы остановить врага без широкой международной коалиции в поддержку Украины и без действенных и эффективных санкций всего мира против Российской Федерации – они нанесли мощный удар по российской экономике, повлекли за собой ощутимое падение ВВП.

Показательно, что завтра-послезавтра перед саммитом Большой семерки в Германии в Киев приедут мировые лидеры и наши надежные партнеры и друзья. 5 июня в Украине с первым в истории украинско-японских отношений официальным визитом прибывает Премьер-министр Японии Синдзо Абэ, а 6 июня – большой друг Украины и украинского народа Премьер-министр Канады Стивен Харпер. Это – настоящая демонстрация твердой и всесторонней поддержки Украины со стороны всего мира. Очень символично – на американском континенте Канада, на Дальнем Востоке – Япония. Весь мир.



Поразительная солидарность мира с Украиной, хотя глобально и вызванная положительным впечатлением от проевропейской Революции Достоинства, не генерируется автоматически! Она требует больших, порой титанических усилий украинской дипломатии, которая в защиту Отечества вносит вклад, сравнимый с ратным подвигом Вооруженных Сил.

Россия противостоит нам не только вдоль границы и линии соприкосновения, а и во всех странах и столицах мира, не жалея своих неограниченных ресурсов. География антиукраинской активности носит глобальный характер. Однако наши друзья в Америке и Европе с нашей подачи крепко держат единую, консолидированную позицию, в которой Россия, несмотря на все усилия, так и не смогла пробить брешь. И не допустить подобного – это главное задание, которое я здесь и сейчас ставлю нашим дипломатам.

В очередной раз мощную европейскую международную единство мы ощутили две недели назад в Риге на саммите «Восточного партнерства». Несмотря на то, что Украина в состоянии войны, несмотря на то, что часть границы нашего государства вопреки нашему желанию контролируется не нами, несмотря на то, что внутри Украины тысячи, сотни тысяч беженцев, изгнанных Россией из мест постоянного проживания, несмотря на то, что в непубличных разговорах нам об этом главное препятствие говорили вполне откровенно – перспектива безвизового режима впервые приобрела фиксированного места в календаре. Ждать осталось совсем недолго, но чтобы удачно финишировать, нам нужен соответствующий рывок. Все технические задачи должны быть выполнены до конца августа, а в сентябре мы ожидаем последнюю оценочную миссию ЕС.

Реформы – ключевое слово в моем сегодняшнем послании. Чтобы создать реальные условия для их начала, я принял тогда непростое решение о роспуске старого Парламента и досрочные выборы новой Верховной Рады, которые оказались наиболее честными, прозрачными и демократичными в истории Украины. Мы с вами, и я за это вам очень благодарен, сформировали реформаторское большинство, коалиционное Правительство, за который несет ответственность вся коалиция, с четкой программой изменений. И именно с этого момента и начинается отсчет периода реформ.

Если представить себя шеф-поваром, можно сказать, что немало блюд уже в печи. Для каких подходит тесто, для других – собраны все необходимые ингредиенты. Есть и такие блюда, что мы с вами даже не знали их рецепта. Все это называется «текущим статусом реформ» в словаре Национального совета реформ. Своим Указом я создал ее из представителей всех ветвей власти и экспертов, представителей гражданского общества для координации всех реформаторских проектов.

Пять-шесть месяцев – это слишком малый срок для того, чтобы ощутить результаты. Но и чаша терпения у людей переполнена, а другого варианта, чем ускоряться, не существует.

Реформы еще не на финише, но уже и не на старте. Изменения и наработки ощутимые основном для экспертов и участников самого процесса. До конца года первые изменения обязательно должны стать заметными и для общества.

Мы только на стадии возведения фундамента реформ. Но я так же, как и все, недоволен темпами, и ускоряю процессы, как только может Президент в условиях парламентско-президентской республики.

***

Что меня лично беспокоит больше всего и что больше всего раздражает общество – коррупция и борьба с ней.

Что же у нас в активе, кроме твердой политической воли? Активно создаем законодательную базу и строим инфраструктуру борьбы с коррупцией. Ключевое – беспрецедентно открытые подбор и назначение Директора Национального антикоррупционного бюро. Независимая комиссия из общественных авторитетов выбирала среди примерно 170 кандидатур. Теперь в бюро так же на конкурсной основе прозрачно ищут детективов, и такая тщательная селекция требует некоторого времени. Тем не менее, первые детективы появятся уже в июне, а в октябре бюро должно начать полноценные расследования.

Принят европейский закон о прокуратуре и новый Генеральный прокурор оказался намного активнее и эффективнее предшественников. И, между прочим, на прокуратуру ждут сокращения, чистки и конкурсный набор новых местных прокуроров и их заместителей.

В Киеве новая патрульная служба, созданием которой занимается Эка Згуладзе, уже за несколько недель должен положить конец легендарным поборам на дорогах. Начато принятие законов, регламентирующих реформу МВД, отделяют силовые структуры от политических, создают муниципальную стражу и новую полицию. Кстати, ее будущим руководителем я вижу именно такого человека, как Эка Згуладзе – чистую, не связанный коррупционными связями, решительно настроенную на реформы. Хотя это дело, безусловно, Парламента и Правительства.

В Антикоррупционном бюро, Генеральной прокуратуре, МВД в рамках моей стратегии привлечения иностранных специалистов назначены на ключевые должности немало специалистов с успешным опытом эффективной борьбы с коррупцией. И это не единственное преимущество иностранцев, отсутствие связей в украинской политической и деловой элите, часто коррупционных связей, гарантирует, что они будут работать, не взирая на персоналии.

Эскалаторы, которые в течение нескольких десятков лет транспортировали грузы с деньгами наверх, остановлено и демонтировано.

Громкие коррупционные скандалы, как это не парадоксально звучит, стали положительным явлением. Это катарсис, свидетельство того, что на коррупцию перестали стыдливо закрывать глаза, что с ней наконец-то начинается реальная борьба, пресса и общество стали гораздо менее терпимыми к ней.

Отставки в результате таких скандалов – шаг вперед, если сравнивать с прошлыми годами, но явно недостаточный для сегодняшнего дня. Мы научились выявлять коррупционеров и направлять на них прожекторы, но уголовное наказание, к сожалению, еще не стало неотвратимым. Дела или валяются в судах, или валятся, или рассыпаются еще по дороге до судов.

Судебная реформа является самой сложной. И, согласно Закону «Об обеспечении права на справедливый суд», введены новые правила отбора судей. За прозрачными правилами сформировано, наконец, Высший совет юстиции, благодаря которой начнется решительное обновление судейского корпуса. В этом месяце Высший совет юстиции решит, надеюсь, до сих пор не рассмотрен вопрос об увольнении около 300 судей. Значительная часть этих увольнений – за доказанные обвинения в коррупции.

Еще одна проблема заключается в том, что определенные позитивные сдвиги пока что концентрируются наверху, а все вниз, – тем меньше реальных изменений. Большая часть взяток оседает в среднем звене, суммы их даже растут (учитывают наценку за опасность). То, что коррупция стала рассматриваться как высокорискованная операция – с одной стороны, это хорошо, но с другой – бизнесу от этого не легче. Люди в массе своей не контактируют лично с Президентом, Премьер-министром, министрами или даже депутатами. Образ государства в глазах рядового гражданина формируют налоговик и таможенник, инспектор соцзащиты, местный судья и гаишник, и даже районная поликлиника. Пока они берут – народ не поверит в искренность наших антикоррупционных намерений.

Отдельно хотел бы продемонстрировать первые лучи света в области государственных закупок. Все еще воруют, но мы имеем на сегодняшний день реальный прогресс. Откаты снизились, много схем закрылось, прозрачности стало больше, а общественный контроль – плотнее. Каждая тендерная процедура (а их каждый год – 25 тысяч) материализуется в сотни листов различных документов – там не то, что общественность не разберется, сам черт ногу сломит! Первым опытом допорогових закупок доказано, что экономия при их внедрении уже составляет 20%. Наиболее активно допорогові электронные закупки осуществляют, кстати, Министерство обороны и гк «Укроборонпром». Концерн только на этом сэкономил более 130 миллионов гривен, которые будут направлены на экономику государства, обеспечение армии.

Электронные закупки являются одним из главных ориентиров в реформировании сектора государственных закупок – как допорогових, так и надпороговых. Это – сверхзадача 2015-2016 годов.

К сожалению, коррупция – это проблема не только государственного аппарата... Опрос, проведенный в прошлом году фондом «Демократические инициативы» имени Кучерива, относительно предоставления административных услуг, показало, что взятки в большинстве случаев инициируются не чиновниками, а просителями. 29% сказали, что «дают», потому что «так проще и легче решить проблемы», а каждый пятый украинец вообще считает взятки нормой жизни.

И касается эта норма не только взаимоотношений с государством, но и процессов внутри бизнес-среды. 24% работников крупных компаний, опрошенных международной консалтинговой компанией Ernst & Young, считают, что неукоснительное соблюдение антикоррупционной политики снизит конкурентоспособность их бизнеса. А 20% признались, что они считают оправданным умышленное искажение финансовых результатов, если это является необходимым для выживания предприятий и их понимание экономики.

Год назад, выступая именно в этом зале, я озвучил антикоррупционный пакт между обществом и властью: чиновники не берут, а люди не дают. Могу сегодня констатировать – ни одна из сторон этого пакта пока не соблюдается. Понимая, что на власти лежит значительно большая ответственность, прошу помощи общества в борьбе с этим злом.

Чтобы получить должный отклик, нам следует как можно быстрее принять закон, который усиливает защиту свидетелей, ввести так называемую сделку со следствием, когда взяточник низшего уровня имеет возможность смягчить наказание, если он поможет разоблачить более высокопоставленных коррупционеров. И все больше я задумываюсь-таки о необходимости введения такого процессуального действия, как «провокация взятки». Это, когда специально подготовленные и мотивированные люди под видом просителей проверяют каждого чиновника на склонность брать. Инструмент много кем считается противоречивым, но он однозначно усилит давление на коррупционеров: сам факт того, что люди знают, что взятка может быть спровоцированным, в некоторых отнимет желание рисковать.

***

Впрочем, репрессии – лишь один из способов борьбы с коррупцией. И не главный. Значительно более эффективным является экономический метод, который означает ликвидацию поводов для коррупционных действий. Коррупция уже уменьшилась там, где проведена дерегуляция и введено бесконтактное общение человека с государством. Где отменены сертификаты, разрешения, согласования и заключения – словом, там, где не за что требовать деньги.

Свежайший пример правильного решения: на днях Минэкономики исключило из списка обязательных к сертификации на территории Украины целый ряд импортных товаров – от автомобилей и тракторов до детских колясок и фарфоровой посуды. Правду говоря, сертификации не было и раньше, просто брали взятки. А теперь – брать не будут: и хотели бы, а не за что.

Правительство утвердило План действий по дерегуляции хозяйственной деятельности и упрощение регуляторной базы, который включает в себя перечень из 176 конкретных мер и механизмов их реализации. Эту стратегию я полностью одобряю, единственное – нам надо ее ускорить, а вот медленные темпы движения меня, честно говоря, не удовлетворяют. Существенного облегчения никто пока не почувствовал. А нам, как кислород, нужны сейчас конкретные результаты.

«Любое правило имеет свою стоимость», – писала Маргарет Тэтчер в книге «Искусство управления государством». Чем меньше правил – тем меньше взяток. В этом и заключается экономический и глубинно-философский смысл дерегуляции.

***

Одним из основных источников коррупции в настоящее время являются государственные предприятия. Движемся путем конкурсного подбора их руководителей: в этом году по такой процедуре будет назначено минимум 20 директоров из списка 50-ти крупнейших предприятий.

Однако запрет на приватизацию создает иммунитет для авторов коррупционных схем в неэффективном государственном секторе. Ничего, кроме убытков, эти фабрики и заводы, за очень и очень редким исключением, бюджет не приносят. Их менеджмент, как правило, приватизирован вместе с финансовыми потоками. Это и есть то, что называется теневой приватизацией, которая уже состоялась. Между политическими силами время от времени не на жизнь, а на смерть идет борьба за должности директоров фабрик и заводов. Одного пои «Укрспиртом», другой – корми «Укрм'ясом», а также – помажь губы «Укрсалом». Вполне естественно, что такой порядок вещей имеет много сторонников, потому что вкусно, выгодно и дешево, и главное – за чужой счет. Государственным, народным средством.

Понятно, что историю украинской приватизации, как сказал Винниченко, нельзя читать без брома. Но у нас есть два экстраординарные случаи с разницей в десять лет, которые могут стать примером честной, конкурентной и прозрачной приватизации: продажа «Криворожстали» в 2005 году и аукцион по лицензиям на связь третьего поколения в этом году. Вчера у меня была встреча с руководителями предприятий, которые инвестировали в Украину 11 миллиардов гривен в этом конкурсе, и на каждой международной встрече они являются лучшими пропагандистами Украины, где утверждают, что на собственном опыте убедились в честной и прозрачной форме, в которой распределялись лицензии на связь третьего поколения. Потому что Украина осталась в прошлом веке по уровню связи, и те, кто препятствовали этому конкурсу, ждали большого взятки. Кстати, за несколько лет больше половины абонентов гарантированно будут подключены к системе связи третьего поколения, а в 2017 году состоится такой же прозрачный конкурс на частоты четвертого поколения.

Я, безусловно, за плотный контроль Парламента за приватизацией. Чем прозрачнее это будет осуществляться, тем лучше. И за то, что именно вы, уважаемые народные депутаты, установите правила ее проведения, и перечень объектов для реализации будет также определен вами по представлению Правительства. У нас остается более 1800 предприятий. Жизненно необходимыми для государства является не более двухсот. Конечно, мы не будем продавать «Укрзализныцю» или оборонные предприятия, но кто мне может объяснить, для чего государству аж 14 конных заводов, которые также запрещены для приватизации?

Лешек Бальцерович, выступая на прошлой неделе в Киеве, назвал приватизацию одним из главных эффективных экономических реформ, так же как и стабилизации работы энергетического сектора. Разве не с того, за что нас сейчас больше всего критикуют, Польша и начинала свой путь к успеху?

В конце концов, большая часть предприятий, внесенных в список запрещенных к приватизации, за два десятка лет не получила ни копейки инвестиций в основной капитал и обречена на проигрыш в конкурентной борьбе. Оборудование и технологии – на уровне тридцатых годов прошлого века. Они не выживут, если не получат эффективные прямые инвестиции и эффективный менеджмент со стороны отечественных и западных инвесторов. Кстати, российские компании давайте все вместе попросим не беспокоиться!

Вместе с дерегуляцией и приватизацией, еще одним элементом нашей антикоррупционной стратегии является деолігархізація. Но она не сводится только к этому. Митрополит и выдающийся общественный деятель Андрей Шептицкий, 150-летие со дня рождения которого мы будем отмечать в конце следующего месяца, в своей книге-руководстве «Как строить родную хату» писал: «Тирания более опасна, чем исковерканный аристократия или олигархия, но эта опять хуже и опаснее от демократии».

Любой ученый, который исследует типологию политических режимов, скажет, что так называемая конкурентная олигархия действительно лучшая за авторитаризм и является переходным этапом к либеральной демократии. Некоторые страны на подобный транзит потратили десятки, а некоторые и сотни лет. Но у нас нет столько времени! И действовать надо немедленно. И я хотел бы, чтобы все поняли – это война не с отдельными личностями, это – война с системой.

Что же делает государство? Знаковые наши с вами действия: закон о так называемых 50+1 акция, закон о рынке газа и решения СНБОУ относительно рынка электроэнергетики и угля. Из непрозрачного газового чада больше не зажигаться звезды рейтинга «Форбс». И угольными дотациями из бюджета мы больше не будем кормить угольно-металлургических баронов. И там, где у государства есть контрольный пакет, он будет контрольным в реальности, а не только на бумаге.

Что я получаю в ответ на такую политику? Лязг оружия частных армий, замаскированных под шахтеров «тітушок», провоцирование веерных отключений электроэнергии, закрытие заводов, ужасный черный пиар.

Каждый, кто подлежит деолигархизация, вооруженный большим общенациональным каналом и, обороняясь, гвоздя по мне из всех информационных «градов». Не у каждого из них есть ручной, зависим и лоялен политический проектик, из которого они мечтают вырастить спокойную перспективу для себя и ужасное будущее для Украины.

Или остановит меня такое сопротивление? Нет! Курс на деолигархизацию будет продолжена, с позиции моей самодостаточности и независимости, чего бы это мне не стоило. Потому что без победы в этой борьбе Украина не выживет.

Частный бизнес должен управлять лишь собственными предприятиями, а не пастись в государственных компаниях или питаться бюджетными потоками. Так, власть должна вести диалог с крупными предпринимателями, потому что они создают рабочие места. Но бизнес не имеет права говорить с государственной властью на языке ультиматумов.

Кстати, одним из важных решений в рамках деолигархизация и связанной с этим демократизации должен стать переход к бюджетному финансированию политических партий. И как бы тяжело нам сейчас не было, эти расходы я также считаю приоритетными, ибо независимость демократических сил является ключевым элементом демократии в Украине.

В прошлом году я лично профинансировал свою президентскую кампанию. Издержки моей политической силы на парламентских выборах также имели прозрачные источники. И я ни от кого не завишу. Никому, кроме Украинского народа, не обязан. Приятно иметь такую самостоятельность в принятии решений, которой другие сейчас в условиях отсутствия бюджетного финансирования, похвастаться не могут, под какие бы патриотические флаги они не красились. Партии и фракции должны зависеть только от избирателей, и бюджетное финансирование – это шаг к такой цели. И не случайно это условие вложена в антикоррупционный пакет, который мы должны принять в рамках безвизового режима, и я рассчитываю здесь на поддержку Парламента.

***

Неотъемлемая часть деолигархизации – демонополизация, потому что именно монополии, паразитирующие на государственных ресурсах, является экономической основой олигархии. Потери от картельных сговоров сейчас в Украине оцениваются в пределах от 10% до 22% ВВП. До 40% товаров и услуг реализуются сейчас на монополизированных рынках. Это убивает стимулы к эффективности, к снижению цены, к модернизации и повышению качества продукции.

Начать пришлось с чистки самого Антимонопольного комитета, который до недавнего времени, извините за масло масляное, был монополизирован монополистами. 80% тепловой генерации – в одних руках, а комитетчики, хоть бы глазом кто кліпнув, говорят: «Монополии нет».

Вчера в Нацсовете реформ я дал установку новому, наконец выбранном и утвержденном председателю Антимонопольного комитета, применить лучшие мировые антимонопольные практики. Я же буду действовать с такой решительностью, с какой сто лет назад Теодор Рузвельт на основе антитрастівського законодательства прекратил злоупотребления олигархов и вернул в США экономическую конкуренцию.

Надо принять политическое решение об ограничении максимальной доли на определенных рынках уровнем максимум в 50%, а в наиболее важных – тридцать процентов. И за этими новыми правилами раздробить монополистов. Выбор им оставить таким: или повиноваться жесткому регулированию государства, или продавать долю своего присутствия.

***

Именно свободное конкурентное предпринимательство должно стать основой нашей экономической модели. Хотелось бы, чтобы такому видению отвечала и налоговая реформа, которая сейчас обсуждается в Правительстве и Парламенте. Традиционно предыдущие правительства рассматривали налоги только с точки зрения фискальной функции. Я уверен, что сейчас нам с вами надо задействовать стимулирующую составляющую налогов.

Я вроде не должно вмешиваться в экономические процессы, потому что в нашей парламентско-президентской модели это прерогатива Правительства и коалиции. Однако образование и опыт диктуют профессиональный взгляд на логику хозяйственных процессов. Чтобы в достаточной степени приумножить национальное богатство и обеспечить высокие темпы экономического роста, нам нужны прежде всего экономическая свобода и высвобожденная экономика, энергия украинского предпринимательства, которая ничем не будет сдержанная. Делить нечего, приумножать – надо. Пока что не к социал-демократии, сегодня нам больше пригодится азы тэтчеризма и рейганомики.

Есть основания осторожно надеяться, что в экономике мы пережили самое трудное. И я очень надеюсь, молюсь о том, чтобы этот год в истории Украины был самым тяжелым. И чтобы на нашу землю пришел мир, пришли реформы. Которые мы совершили. И пришло экономический рост. И если нам только удается избежать и удастся, я уверен, сейчас усилиями международной коалиции, которую мы сформировали, удастся избежать полномасштабного вторжения и удержаться в рамках мирного процесса, еще раз подчеркиваю – со следующего года должен начаться период послевоенного восстановления страны. Возобновится экономический рост и, соответственно, появятся ресурсы для того, чтобы снимать самые острые социальные проблемы, уделять должное внимание образованию, науке, культуре, здравоохранении.

Мы уже получили небольшие дополнительные поступления в бюджет – частично инфляционного происхождения, частично благодаря детенизации. И просил бы Правительство ускорить хотя бы на несколько месяцев позиции рассмотрения инфляции и возможной индексации зарплат и пенсий. Делать, безусловно, это следует аккуратно, избегая каких-либо популистских шагов, чтобы не спровоцировать, как это ранее уже много раз случалось, гиперинфляцию, чтобы не дестабилизировать финансово-экономическую ситуацию в стране. И принимать во внимание то, что часть дополнительных доходов мы все еще вынуждены будем отправить на украинскую оборону.

Следует выполнить все требования закона о прекращении начисления любых спецпенсий с 1 июня текущего года для депутатов, министров, судей, прокуроров, таможенников и т.др.

В-третьих, как можно быстрее принять закон о единых принципах начисления пенсий. То, чего не делалось 23 года. В-четвертых, дать людям возможность воспользоваться, кроме солидарной, накопительной пенсионной системой, а по их желанию – и услугами негосударственных пенсионных фондов.

И, кстати, напомню, что в тяжелом диалоге с МВФ совместными нашими усилиями, для чего требовалось много часов переговоров, нам удалось снять их требование о повышении пенсионного возраста, несмотря на то, что это – общемировая тенденция.

Говоря о наиболее острые социальные проблемы, не могу обойти молчанием тему тарифов – это одна из самых тяжелых и болезненных реформ, большей за которую, наверное, уже не будет. Мы приняли чрезвычайно сложные и стратегически правильные решения. Нет возврата назад к беспрецедентной ситуации с коррупцией в газовой сфере, к дефициту НАК «Нафтогаз», который превышал 130 миллиардов гривен и этот дефицит покрывался из средств налогоплательщиков государственного бюджета. И сегодня об этом мы должны говорить. Это та цена, которую платил украинский бюджет и украинский налогоплательщик за непрозрачность формирования тарифов. Они все равно дотировались. Но вешалось это на государственный долг, который вел Украину в дефолт. И на сегодняшний год, уже в 2015 году, этот дефицит в 130 миллиардов гривен значительным образом сократился. И я надеюсь, что в этом году он составит 30-35 миллиардов.

Стоит помнить, что из всех вариантов решения устаревшей тарифной системы, а в прошлом, до реформы, это просто напоминало позицию страуса, который не видел и не собирался видеть тех проблем, которые нарастали. И из тех вариантов, которые обсуждались с МВФ, удалось отстоять наименее жесткий, так как предыдущие требования были значительно более рискованными для Украины и Украинского народа. Он был бы еще мягче, если бы предыдущие правительства не затягивали с решением этой проблем и не дурили МВФ обещаниями, которые и не думали выполнять. К сожалению или к счастью, эта участь выпала нам.

И главное, что мы должны сделать сейчас и до начала отопительного сезона – обеспечить адресный, очень простой и очень надежную защиту малоимущих через механизм субсидий. Для тех, у кого мало денег и низкое потребление, рост тарифов должен быть незаметным, они не должны расти. Средства, которые они тратят, должны быть теми же самыми. И после коренного реформирования системы субсидий право на такую помощь от государства не может быть ограничено ничем. Местные органы власти должны обеспечить оформление субсидий всем украинским семьям, которые нуждаются, сколько бы их не обратилось с соответствующими заявлениями.

Для того, чтобы усовершенствовать систему субсидий, привести ее в полное соответствие с лучшими мировыми практиками и стандартами, мы привлечем одну из известнейших мировых консалтинговых компаний, которая уже к сентябрю должно значительным образом упростить механизм доступа к субсидиям – он должен быть автоматический. Систему образования тарифов также будет проверена силами нескольких авторитетных международных аудиторов. И я призываю политиков не проводить дискуссии на шоу, а участвовать в работе этих компаний с конкретными предложениями о проверке правил начисления тарифов.

Хочу предложить еще несколько шагов, которые позволят лучше защитить малоимущих. Мы больше никогда не будем дотировать загородные дворцы такими же ценами на газ и электричество, как сельские мазанки! И упростить и увеличить субсидии в первую очередь для жителей села, которые живут в частных сельских домах. Я собираюсь внести проект закона о полном раскрытии информации о формировании тарифов. Нет нам там чего прятать. Эта информация абсолютно доступна и должна быть понятна и прозрачна для каждого.

Требую до начала отопительного сезона сделать актуализацию норм потребления тепла для домов без приборов учета тепловой энергии. Для таких домов следует произвести перерасчет, исходя из фактической продолжительности и температуры предыдущего отопительного сезона. По предварительным расчетам, это позволит перенести от 10% до 15% от уже уплаченных средств за тепло в прошлую зиму как аванс на следующий год. Это справедливо, это честно и мы должны это делать. Это – реальный план защиты людей в условиях тяжелой, обусловленной, в том числе и меморандумом с МВФ, тарифной реформы.

С моей стороны было бы крайне безответственно прибегать к различным радикально-популистских шагов, которые обычно традиционно объясняются любовью к Родине и народу, а в результате конечными последствиями сильнее всего бьют в первую очередь именно по простым людям.

Декоммунизация, когда уже на то пошло, – это не только памятники сносить. Коммунизм в первую очередь нужно выветривать из головы. Но я, к сожалению, и в этом зале вижу много желающих перехватить у покойной уже надеюсь КПУ, левацкие лозунги.

***

Относительно политических приоритетов, то ключевыми являются демократизация и децентрализация. Мы не просто сохранили Украину, во время войны мы сохранили ее демократической, хотя на ограничение прав и свобод имели полное моральное и, кстати, юридическое право в виде закона о военном положении. Но я, несмотря на политическое давление со всех сторон, несмотря на то, что правовой режим военного положения предоставлял значительно больше власти лично мне, не мог на это пойти. Я понимал, каким шоком и испытанием его введения станет для моих соотечественников. Только представьте, что это состояние допускает и цензуру, и запрет деятельности партий, и ограничения на передвижения по стране, и комендантский час, и всеобщую мобилизацию, и конфискации имущества и денег на нужды обороны.

Мы строим демократию потому, что мы в нее верим, потому что она является нашей ценностью. Украина может существовать только как демократия, иначе нас не будет, потому что авторитарная Украина останется без поддержки мира, потеряет одну из ключевых отличий от России и станет, в конце концов, ее добычей.

Поэтому я и остаюсь на платформе парламентско-президентской республики и стану первым Президентом, который не собирает полномочия под себя, а делится ими с общинами в рамках стратегического курса на децентрализацию.

Уже с начала 2015 года мы укрепили финансовую базу местного самоуправления. Бюджеты городов выросли уже в среднем на 30%, и эти деньги в свободном доступе, а не так, как когда-то, когда их надо было зубами выгрызать из Госказначейства.

Надеюсь, что Конституционная комиссия вот-вот завершит проект изменений к Основному Закону в части децентрализации, а вы, уважаемые народные депутаты, уже на текущей сессии направите эти изменения до Конституционного Суда, чтобы осенью их принять уже окончательно. Таким я вижу календарь этой реформы.

Принципиальной важности замечания. Децентрализация не имеет ничего общего с федерализацией. Украина была, есть и будет унитарным государством! И есть круг вопросов, в которых децентрализация не коснется никоим образом, где наоборот – роль центра увеличится. Это касается обороны, национальной безопасности, внешней политики и борьбы с коррупцией, соблюдения законности, прав и свобод граждан, территориальной целостности Украины.

Следовательно, децентрализация может стать реальностью уже после осенних выборов органов местной власти и местного самоуправления. Странно, что до сих пор есть люди, которые считают допустимым отсрочки выборов. В нашей истории такое уже случалось, но я вам гарантирую – больше не повторится. Раньше – пожалуйста, позже – нельзя. Вы в Европе и мире такого не увидите. Дата голосования определена действующей Конституцией, здесь все предельно ясно. Единственное, чего я жду от вас, мои дороги партнеры, дорога Верховно Радостно, – это нового закона о местных выборах по открытым спискам.

Меня спрашивают, сознательный я тех рисков, которые несут местные выборы? Конечно, сознательный. В одних регионах Москва планирует искусственно оплодотворять пророссийские проекты, в других – наоборот, стимулировать так называемые крайне правые украинские, чтобы в Европе шарахались от якобы нацизма в Украине. Планы – неоригинальные. Год назад они надеялись, что сработают, теперь же, когда мы возродили украинские спецслужбы, эти замыслы обречены. Будем решительно пресекать попытки вмешательства в избирательный процесс со стороны внешних сил. Время, когда будут проходить выборы, – это золотая украинская осень, а не кровавая «русская весна».

***

В новой Стратегии национальной безопасности главной угрозой нацбезопасности названо агрессию России во всех ее формах, направленную на истощение украинской экономики, подрыв общественно-политической стабильности «с целью уничтожения государства Украина и захвата ее территории». Эта угроза – как острый дамоклов меч свисает над головой на конском волосе. В таких условиях, это очевидно, будет жить – к сожалению, мы должны констатировать – еще не одно поколение украинцев.

Не сумев взять приступом извне, враг будет пытаться подтачивать нас изнутри. Все как-то подзабыли, что крестовый поход против Украины начинался с экономической агрессии: газового шантажа и тотального вытеснения украинских товаров с российского рынка. В годовом измерении торговля упала втрое. Это беспрецедентный уровень падения. Де-факто, кроме реальной агрессии и войны настоящей, была добавлена мощная экономическая война. Российская агрессия, истощая украинскую экономику, бьет по уровню жизни украинцев. А враг не скрывает своих планов конвертировать недовольство уставших и истощенных украинцев в дестабилизацию ситуации в нашей стране. Разве не показательно, что о «третий киевский Майдан» прежде всего говорят в Москве?!

В то же время сохраняется и колоссальная угроза возобновления широкомасштабных боевых действий со стороны российских террористических группировок. Сейчас на территории Украины находятся 14 российских батальйонно-тактических групп численностью более 9 тыс. военнослужащих. Концентрация российских военных вблизи государственной границы в полтора раза больше, чем год назад. Так называемый «Росвоєнторг» продолжает регулярно поставлять не только боеприпасы, продукты питания, вещевое имущество и топливо, но и новейшие вооружения и современную военную технику. Год назад в Москве обещали «защитить» русскоязычный Донбасс, а на самом деле превратили его в испытательный военный полигон для нужд российской армии и испытания проводят на живых украинцах.

Ружье, которое висит на стене, рано или поздно выстреливает. Это правило касается не лишь обычного театра, но и театра военных действий. А с учетом хорошо известного топографического кретинизма российских военных «заблудиться» они могут в любой момент. Так как это произошло буквально вчера возле Марьинки. Что показательно – у Марьинки нападение произошло ровно в четыре часа утра – это такая историческая параллель! И вчера украинские Вооруженные Силы дали адекватный ответ: мы предупредили международных партнеров, вернули из линии отвода артиллерию, где она находится согласно Минских соглашений, и отбили атаку русской солдатни. Отбили, несмотря на то, что «диванная сотня» уже начала печатать, что нас окружили, все пропало, конец и мы убежали. На кого вы работаете – эти авторитетные фейсбукові и интернет издания? Думаю, на тех, кто сразу же сделал попытку созвать внеочередное заседание Совета федерации России с повесткой дня таким же, который мы видели в прошлом году – о предоставлении разрешения на использование Вооруженных Сил РФ на территории Украины. Хочу их успокоить – без какого-либо разрешения, абсолютно грубо нарушив базовые принципы международного права, Россия цинично и публично свои войска на территории Украины уже использует. И остановили их только мощь Вооруженных Сил Украины и международная солидарность, которая решительно осудила вчерашние нарушения Минских договоренностей.

В связи с перманентной угрозой развертывания Россией полномасштабной войны против Украины, обеспечения обороноспособности государства надолго останется нашим ключевым приоритетом. Как бы не было трудно, в бюджете на 2016 год мы опять пойдем на увеличение расходов на оборону. Потому что по-другому мы страну не защитим. Почему мы вынуждены это делать? Потому что сегодня Украина воюет, как бы там не было сплошь и рядом, с оружием ХХ века против русских, которые вооружены оружием ХХІ века. И наша сверхзадача – перевооружить нашу армию, ибо боевой дух и опыт лучшие украинские Вооруженные Силы уже имеют.

Начат и продолжится восстановление высшего командного состава Вооруженных Сил, повышая в званиях и продвигая на высшие должности тех командиров низшего и среднего звена, способности которых лучше всего проявились во время войны.

От латания дыр и ремонта старой техники мы постепенно переходим к модернизации, разработки, усовершенствования и выпуска новых видов оружия и военной техники. Развитие ВПК, в свою очередь, должен дать технологический толчок для всей экономики.

Разница с противником в ресурсах и потенциале не должно уменьшать нашу веру в победу. Не забывайте: Давид одолел гораздо более сильного Голиафа. Это самое будет с Украиной.

Хочу напомнить, что война – это не наш выбор. Мой мирный план, озвученный год назад в этом зале, лег в основу Минских соглашений, которые за безальтернативную основу для урегулирования приняты всем миром – одобрены Генеральной Ассамблеей и Совбезом ООН, одобренные всем миром – и как бы это цинично не звучало, в том числе и Россией.

План этот очень хорошо известен, не вижу оснований лишний раз его пересказывать. Хотел бы еще раз подчеркнуть три ключевых его составляющих: выводе российских войск, оружия и техники с территории Украины, установлении украинского контроля над границей и проведении выборов согласно стандартам ОБСЕ и Европы, согласно с украинским законодательством для того, чтобы мы имели дело с настоящими представителями Донбасса, а не главарями террористов.

Уверен, что выборы откроют политический диалог с законно избранными представителями Донбасса, позволят остановить вызванную исключительно российской оккупацией гуманитарную катастрофу, начать послевоенную реконструкцию разрушенной боевиками инфраструктуры. Граждан Украины, которые есть на временно оккупированных территориях, я рассматриваю как украинских пленных, захваченных захватчиками.

В этом Донбасса, как неотъемлемой части Украины, готовы помогать не только мы, но и все наши зарубежные друзья. Но вкладывать деньги в восстановление инфраструктуры они станут лишь тогда, когда убедятся, что все отстроенное сегодня не будет разрушено полномасштабным российским вторжением завтра.

Донбасс уже забыл бы о той войне, как о страшном сне, если бы в Москве мира хотели бы так же, как в Киеве!

Мы хотим и готовы хоть сегодня восстановить все экономические связи с временно оккупированными районами Донетчины и Луганщины, снять все внутренние барьеры и ограничения на пути людей и товаров. Но при условии, что мы восстанавливаем контроль над внешней границей, как это предусмотрено Минскими соглашениями. А если нет, то нечего пенять на жесткий контроль по линии столкновения.

Пока же украинские гуманитарные грузы и пенсии, которые получают те, кто зарегистрировался на свободной от террористов территории, – максимум допустимо. Содержать и дотировать убийц-боевиков, помогать держаться на плаву бандитам Киев не будет.

Было бы безответственно и перед всей Украиной, и перед жителями оккупированных территорий собственными же силами пролонгировать власть криминально-террористического режима. До ощутимого прогресса в исполнении Минских соглашений уровень экономических связей останется на текущем уровне.

***

Дорогие соотечественники!

Говоря о войне и мире, не могу не поделиться, что для меня лично было самым трудным в первом году моего президентства. Боль, пережить который не пожелал бы даже самому злейшему своему врагу. Более 1 700 украинских воинов-героев и более 6 400 мирных граждан... В военной статистике это называется «безвозвратными потерями», а в сердце – это тысячи рубцов. Иногда мне кажется, будто каждая душа на пути в небесный вырий пролетела через мой кабинет, и с каждым я поговорил.

Война приходит только в сопровождении смерти. Там, где смерть, не везде от войны, а вот где война – смерть с ней в паре, в тандеме – «тандем» является таким модным словом в России.

Прошу почтить минутой молчания память всех и каждого, кто погиб в результате российской агрессии против Украины. Никогда не забуду и никогда не прощу!

Было бы странным, если бы, говоря об угрозах безопасности Украины, я обошел бы вопрос НАТО. Российская агрессия нанесла сокрушительный удар по мифам советской пропаганды. И сегодня, согласно опросам общественного мнения, количество сторонников вступления в НАТО впервые в истории Украины превышает количество противников.

В общенациональном масштабе мы бы легко выиграли референдум о вступлении, и здесь после запятой объективно возникает несколько «но». Внутреннее: это не единственный вопрос, в котором все еще остаются существенные разногласия между регионами. И внешнее: многие из наших друзей и партнеров на Западе не очень приветствует такие быстрые и фундаментальные изменения в общественном мнении и не склонны прямо сейчас открывать нам дверь в НАТО – реальные, а не те, что на бумаге. Это правда, которую я имею, наконец, без дипломатических уловок прямым текстом сказать стране. Мы с вами, уважаемые народные депутаты, в этом вопросе не собираемся никоим образом оглядываться на Москву – мы будем выходить исключительно с позиции украинского народа, но и игнорировать мнение наших партнеров будет очень непросто.

Тем не менее мы будем очень жестко отстаивать наши интересы. В прошлом году из закона об основах внешней и внутренней политики убрали пункт о внеблоковом статусе Украины. В прошлом месяце, как я уже говорил, принято Стратегию национальной безопасности Украины. Она ставит целью членство в НАТО, а ориентация на стандарты Альянса проходит красной нитью через весь документ. Все, что мы собираемся делать в сфере безопасности, будет унифицировано под натовские стандарты.

Наша задача – полное достижение всех необходимых для вступления критериев, и они, кстати, в значительной степени совпадают с критериями членства в ЕС.

Право же принимать окончательное решение в этой чувствительной и очень важной сфере принадлежит исключительно, подчеркиваю, украинскому народу. На референдуме. Но не позволю этим вопросом расшатывать страну, потому что сейчас единство страны для нас – превыше всего. И немного как-то неловко, когда одни и те же люди третьему президенту вставляли палки в колеса даже в получении ПДЧ, а пятом «ничтоже сумняшеся» упрекают, что Украина и до сих пор не является членом НАТО. Очень странная трансформация.

***

Дорогие соотечественники и уважаемые народные депутаты!

В конце – краткое резюме наших главных задач на год. Продолжить деолигархизацию, дерегуляции и децентрализации. Начать демонополизацию. Завершить создание эффективной инфраструктуры для борьбы с коррупцией и перейти в тотальный общее наступление на нее. Начать очищение судейской касты.

Обеспечить с начала 2016 года восстановления экономического роста, для чего завершить санацию банковской системы и провести налоговую реформу. Сохранить, кстати, единый налог для малого и среднего бизнеса.

Особое внимание уделить аграрной отрасли как такой, что является одной из основ конкурентоспособности страны на мировых рынках.

Уже в этом году начать индексацию зарплат и пенсий. Отшлифовать до совершенства систему адресных субсидий для тех граждан, кому не по карману новые тарифы.

Запустить, наконец, реформу системы здравоохранения – достаточно здесь прятать голову в песок и дурить людей байками про бесплатную медицину.

И дальше наращивать расходы на укрепление обороноспособности. Военным – быть готовыми как к возобновлению наступления врага на Донбассе, так и до полномасштабного вторжения по всему периметру границы с РФ. Мы должны быть реально готовыми к этому. Дипломатам – исключить оба этих сценария, укреплять международную коалицию в поддержку Украины. К урегулированию ситуации на Донбассе и возврата Крыма не допустить снятия санкций с агрессора.

В 2016 году – получить безвизовый режим с ЕС. Это, уважаемые народные депутаты, наша с вами общая задача и общая ответственность!

Имею намерение поддержать программу Go Global, которая определяет изучение английского языка одним из приоритетов стратегии развития. Украина сегодня в глобальном рейтинге остается среди стран с самым низким уровнем владения английским, что является естественным барьером для украинцев для переориентации на западные ценности и стандарты. Это ограничивает наш доступ к научным исследованиям, которые на 80% публикуются in English. 55% web-страниц также написаны на английском. Программа касается не только молодежи. Владение английским станет ключевым критерием при приеме на государственную службу. Украина живет в веках украинского языка. 2016 год будет объявлен годом английского языка в Украине. Но приоритет украинского языка остается безоговорочным.

Призываю, нет, настаиваю на принятии окончательного решения об отмене депутатской неприкосновенности и ограничения судейской неприкосновенности. Прошу продолжить то хороший тренд, который вы продемонстрировали вчера, но недостаточный. Каста неприкасаемых должна быть ликвидирована!

Промежуточные результаты следующего этапа совместной работы мы подведем осенью. Под микроскопом будет рассмотрена деятельность каждого министра. Осуществлять переформатирование Кабинета Министров – это не мои полномочия. Я не снимаю и не назначаю чиновников и министров. Но если этого не сделает сама коалиция, кадровых изменений может потребовать общество. Но моя принципиальная позиция: изменения в Правительстве должны происходить только при условии сохранения действующей коалиции и сохранения единства коалиции. В свою очередь, единство коалиции не должно перерождаться в круговую поруку.

***

В заключение позвольте обратить внимание на маленькую, но показательную деталь. Аналитические материалы от Национального института стратегических исследований впервые розданы вам не в виде бумажных гроссбухов, а на компактных флешках. Это не только свидетельствует об обеспокоенности экологическими проблемами, но и символизирует переход к электронному управлению.

Эту программу я определил как одну из главных на последующие годы. Электронный документооборот, электронные сервисы и административные услуги, электронные тендерные закупки, электронные обращения и петиции, подписи, максимально широкий доступ граждан к базам данных государственных реестров – это как ключ, который дает новые возможности в борьбе с бюрократией и коррупцией. Поэтому и сопротивление этой реформе, который оказывается консервативно-ретроградними силами, – колоссальный. Но – бесполезен.

Все, кто противодействует реформам и мешает Украине стать успешной, а именно: олигархия, коррумпированная бюрократия, страна-агрессор и ее немногочисленная пятая колонна, которую враг пытается подпитывать в Украине, – проигрывают.

За последний год я еще раз убедился: мы, украинцы, – уникальный героический народ, с доблестью и силой духа которого мало кто в мире может сравниться.

Я склоняюсь перед моим родным украинским народом. Перед той силой, выдержкой и мудростью, которую продемонстрировали и демонстрируют украинцы.

Дорогой украинский народ, я благодарен вам за это.

Спасибо вам, дорогие соотечественники!

Наша страна заслуживает на успех. И так будет!

Слава Украине!



Следите за свежими новостями НБН на Facebook.
 



загрузка...
Loading...
Loading...
A  Размер шрифта  
Loading...
 
Загрузка...
Загрузка...
Фильмы в кинотеатрах Украины
Loading...
загрузка...
Loading...
СВЕЖЕЕ В БЛОГАХ

Велика брехня маленьких міністрів.Ч.1 03.08.2015 | 16:31

Дмитро Снєгирьов,співголова ГІ "Права справа"

Плакати Юрія Неросліка - студентам! 03.08.2015 | 11:45

Віктор Тригуб,редактор журналу "Музеї України"

«Крилата піхота» forever! 02.08.2015 | 11:29

Георгій Манчуленко,народний депутат України II, III, IV скликань

Голові СБУ: Заарештуйте Акімова і Авакова, хоча б... 01.08.2015 | 22:16

Віктор Тригуб,редактор журналу "Музеї України"

До Дня пам'яті Івана Сірка 01.08.2015 | 21:15

Наталя Грудініна,громадський діяч

Новий очільник Луганщини – людина, яка розірвала шаблон 01.08.2015 | 17:00

Дмитро Снєгирьов,співголова ГІ "Права справа"

Минобороны VS Капелланы 01.08.2015 | 12:34

Маріанна Присяжнюк,журналіст

Нащадок Кобзаря і отамана Холодного Яру воює в АТО 31.07.2015 | 19:02

Віктор Тригуб,редактор журналу "Музеї України"

"Мир Луганщині" - новітній колгосп? 30.07.2015 | 10:06

Дмитро Снєгирьов,співголова ГІ "Права справа"

Контрабанда перемістилася з Одеського порту в Новоросійськ 29.07.2015 | 14:46

Дмитро Снєгирьов,співголова ГІ "Права справа"

Представники ОБСЄ приїжджають до окупованого Луганська по модні прикиди 28.07.2015 | 20:24

Дмитро Снєгирьов,співголова ГІ "Права справа"

До Дня Хрещення Київської Русі 28.07.2015 | 19:19

Наталя Грудініна,громадський діяч

Коля Томенко як монумент ганьби Лаври 28.07.2015 | 05:05

Віктор Тригуб,редактор журналу "Музеї України"

Знести незаконні забудови! 28.07.2015 | 01:02

Віктор Тригуб,редактор журналу "Музеї України"

Кадри вирішують все 27.07.2015 | 15:42

Дмитро Снєгирьов,співголова ГІ "Права справа"

Заради українського майбутнього! 26.07.2015 | 17:27

Георгій Манчуленко,народний депутат України II, III, IV скликань

Місцеве населення не має бажання вмирати за міф "Новоросія" 25.07.2015 | 09:31

Дмитро Снєгирьов,співголова ГІ "Права справа"

Плотницький, скільки коштує опіум для народу? 24.07.2015 | 14:28

Дмитро Снєгирьов,співголова ГІ "Права справа"

Відремонтуйте дороги в АТО! Негайно! 24.07.2015 | 00:53

Віктор Тригуб,редактор журналу "Музеї України"

Провал українських дипломатів 23.07.2015 | 22:59

Дмитро Снєгирьов,співголова ГІ "Права справа"
ДРУЗЬЯ ОНЛАЙН

 
 
РАССЫЛКА НОВОСТЕЙ
Чтобы подписаться на рассылку новостей
и блог-постов портала НБН,
введите адрес электронной почты.
  
ОК
title
Text
Имя кнопки
ВЫ НЕ АВТОРИЗИРОВАНЫ
Не зарегистрированы?  Регистрация
ОШИБКА СОХРАНЕНИЯ ТЕКСТА
Произошла ошибка сессии.
Пожалуйста, введите Ваш логин и пароль.
 
СМЕНА ПАРОЛЯ
Старый пароль:
Новый пароль:
 Введите 6 и более символов
Новый пароль еще раз:
Отправить
 
Отмена
title
Отправить запрос
 
Отмена



Загрузка...